?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Общепринятая сумма чаевых в заведениях общепита (ресторанах, кафе, кабаках) составляет десять процентов от заказа. То есть, к примеру, посидев на тысячу, мы должны отблагодарить официанта соткой. За что?

В Европе этих двух евро не жалко: за них ты получаешь вежливое обращение, расторопное обслуживание, улыбку и комплимент от заведения в виде какой-то вкуськи. У нас же зачастую хочется напротив, наказать официанта, взыскав сотенную в свою пользу – за холодный суп, промах с гарниром и получасовое ожидание. Все это – в лучшем случае.


В худшем приходится лицезреть скорбное выражение лица труженика общепита, слушать его невежливые реплики и гадать, плюнул он тебе в компот или нет. Мы, бывает, грешим на управляющих и владельцев заведений, дескать, это они не воспитывают персонал. Но откуда им знать о том, что их сотрудники плохо себя ведут в их отсутствие? Воспитывать и «массажировать» должны мы с вами. А так же создавать прецеденты и наказывать рублевым кнутом, раз уж рублевого пряника человек не заслужил.

В плену у штруделя

Как обычно, я сама, и неоднократно, уже сходила за примером. Причем не очень далеко. В одно кафе на бульваре. Мы с подругой хотели красиво, уютно и даже аристократично позавтракать: отведать кашки, испить чаю и закусить яблоневым штруделем. О чем и сообщили официантке с плотными махрушками накладных ресниц на глазах. Хлопая ими, спустя пятнадцать минут, она известила, что нужных нам каш нет. Мы выбрали другие. Еще через пятнадцать минут поступила информация, что их тоже нет.

О настроении трапезы пришлось забыть и заказать первые попавшиеся под палец салаты. Зато нам принесли чай – всего какие-то пол часа. Не прошло и вторых пол часа – салат в нашем распоряжении. Поковырявшись в нем и решив, что надо было ретироваться отсюда сразу, принимаемся ждать штрудель. Коровьеглазая нимфа бегает мимо нас, как ни в чем не бывало, как будто мы на стульях зашли посидеть, а не кушать ждем!

Когда чай кончился, мы запаниковали: уже став заложниками штруделя (на стульях мы к тому времени насиделись, да и сыты были по горло, так что никакой выпечки не хотелось), был велик риск заказать еще чаю и задержаться в этом милом кафетерии до обеда. И мы принимаем радикальное, неслыханное по своей дерзости для здешних мест решение: попросить упаковать «на вынос». Наша красотка, изображая на лице гримасу, не поддающуюся сравнению и описанию, пропадает. Очевидно, на кухне идет консилиум: во что упаковывать, куда девать шарик мороженного и другие сложнейшие моменты требуют детального обсуждения. Мы вынуждены просить счет у другого официанта.

Обед уж близится. Хочется только одного: свободы. Будто слыша наш вопль, господь посылает нам харизматичного юношу в дорогом костюме. Он оказывается управляющим. Именно его мы и просим упаковать наши многострадальные штрудели в пластиковый контейнер, ликвидировав соседствующие шарики мороженного. И счет. Свобода!

Что имеют две лохушки на выходе: загубленный завтрак и испорченное настроение. Все время, проведенное там, было посвящено обсуждению концепций работы общепита в мире, стране и Волгограде, типологии официантов и «прелестей» конкретного заведения. О по-настоящему витальной важности вещах, ради которых мы, собственно и собрались – шоппинг, машины и мужчины – не было сказано ни слова.

Дорого заплатив за полученный опыт, мы рождаем гениальное ноу-хау: как только чувствуем, что с этим официантом не сложилось, мы просим администратора позвать другого. А что? Если посетитель сидит молча и спокойно хавает скверное настроение – зачем работать хорошо? Отныне к нам приходят официанты только с хорошим настроением, а домой они уходят с хорошим урожаем чаевых.

Барские замашки

Бармен – единственный человек в любом заведении, который, даже если оно будет обладать россыпью мишленовских звезд, искренне вас обвесит (или обмерит – как оно, применительно к жидкостям?). Однако он будет настолько мил и любезен, что вы просто не сможете не оставить ему на чай, пусть и цианистый по вашей мысли. Во-первых, труженики барной стойки очень избалованы женским вниманием, во-вторых, мужской нетрезвой щедростью. Они так же нуждаются в воспитании и массаже.

Однажды гусары из моей компании решили отведать в клубе беленькой, притом не из дешевых. Шесть человек заказали «по соточке». Бармен игриво пожонглировал стопочками, а потом с невозмутимым видом разлил поллитры на шесть порций. Повторяю: пятьсот грамм на шесть соток! Они возмутились по-взрослому и позвали администратора. Бар подарил им еще одну поллитру, которую ребята сами, по собственному желанию, разлили на шестерых.

В другом заведении, уже столичном и весьма популярном, бармен вместо рома налил нам виски, а вместо вишневого сока подал яблочный. Мы чуть не рухнули с высоких, околобарных табуретов. А когда он начал нам доказывать, что именно этого мы и хотели, моя подруга не выдержала:
- Понаберут по объявлениям…
- А что вы предлагаете?
- Я не предлагаю, я требую заменить заказ!

Наша взяла. Кстати, с особой теплотой мы всегда вспоминаем и приводим в пример бармена из «Воска»: в жуткой запаре он трижды промахивался с заказом, но трижды менял нам его. Это значит только одно: кто-то воспитал до нас.
Все просто: хочешь хорошего отношения – донеси это до тех, кто должен тебе его обеспечить. Чего стесняться – мы принесли деньги и готовы их добровольно отдать. Уж пусть будут любезны и поработают за них.

Comments

( 54 comments — Leave a comment )
prokopchuk
Aug. 4th, 2009 01:45 pm (UTC)
мне везет на ругань с барменами, тоже регулярно "бонусные" от заведения распивать приходилось.
sapovich
Aug. 4th, 2009 01:47 pm (UTC)
О да, это тяжкий труд - воспитание персонала. Приходится жертвовать собственным здоровьем.

Сашко, признайся, аки читатель, весь текст прочел? Шрифт увеличить? А? М?))
(no subject) - prokopchuk - Aug. 4th, 2009 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 4th, 2009 01:50 pm (UTC) - Expand
laurelled_msk
Aug. 4th, 2009 01:55 pm (UTC)
Прально!
sapovich
Aug. 4th, 2009 01:55 pm (UTC)
Теперь практикую :)
(no subject) - laurelled_msk - Aug. 4th, 2009 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 4th, 2009 02:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laurelled_msk - Aug. 4th, 2009 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 4th, 2009 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laurelled_msk - Aug. 4th, 2009 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 4th, 2009 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laurelled_msk - Aug. 4th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chernov - Aug. 4th, 2009 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 07:47 am (UTC) - Expand
djerbi
Aug. 4th, 2009 04:14 pm (UTC)
Убеждена,что с персоналом "заигрывать" не стоит, оставляя чаевые только из желания не показаться жлобом.Поощерять надо хорошую работу, а не свои комплексы.
sapovich
Aug. 4th, 2009 04:17 pm (UTC)
Верно! Поддерживаю!
stilyaha_shed
Aug. 4th, 2009 04:26 pm (UTC)
Есть рецепт: ложишь на краешек стола сотку или больше и говоришь официанту, что деньги его, но заберет он их в конце, если все будет ок, а если все будет совсем самолет, то еще пару купюр прилетит.
Если денег жалко, то добро пожаловать в бистро, а если хочется по-настоящему хорошее обслуживание, то нужно идти в достойные рестораны.
sapovich
Aug. 4th, 2009 04:30 pm (UTC)
Какой-то пафосноватый, с новорусским налетом, рецепт, имхо.
Не все могут каждый день ходить в ресторан. И если я обедаю/завтракаю/ужинаю в кафе - это не значит, что я должна быть готова к фиговому обслуживанию.
(no subject) - stilyaha_shed - Aug. 4th, 2009 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 4th, 2009 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chernov - Aug. 4th, 2009 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - chernov - Aug. 4th, 2009 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 07:46 am (UTC) - Expand
newsipetukha
Aug. 4th, 2009 05:28 pm (UTC)
Котя, как я тебя понимаю! Я была по обе стороны баррикад, и официантом по молодости, и общепит стороной не обхожу. Всё нужно по справедливости: хорошо и быстро сделал - получи вознаграждение. Плохо - получи укор. Распустились все, думают, с рук им это сойдёт! Так их!!! ;)))
sapovich
Aug. 4th, 2009 06:47 pm (UTC)
Вооо! И я про справедливость. Если ж я начну писать в жж херню и матом, но возмущаться "почему не каментите, отчего не восхищаетесь" - это ведь тоже будет нелогично.. А на чай я никогда не зажмотю, яя даже представить боюсь, какая это непростая работа.
orchidea_m
Aug. 4th, 2009 06:07 pm (UTC)
могу сказать по Мск:
в очень многих заведениях, в центре, где на двоих можно немножко на 10,000 руб посидеть - даже там бывает официанты ходят с кислой мордой. А иногда - зайдешь куда нить на окраине, так там тебя чуть ли не с ложки.
Есть только ОДНО (из всех московских, понимаешь, ОДНО!) место, где официанты милы ВСЕГДА!
а с соком - прикол конечно) только все пакетированные (кроме томатного) - делают из яблочного, поэтому ниче страшного, но сам факт возмущает)
sapovich
Aug. 4th, 2009 07:13 pm (UTC)
Под косарем я завтрак этот злополучный имела в виду. Знаю про сок)). И про мск тоже знаю.;) Разве что это единственное место пока не нашла. А ну колись!
(no subject) - orchidea_m - Aug. 8th, 2009 01:05 pm (UTC) - Expand
chernov
Aug. 4th, 2009 09:24 pm (UTC)
"с плотными махрушками накладных ресниц на глазах" - жээсть...

"спустя пятнадцать минут, она известила, что нужных нам каш нет. Мы выбрали другие. Еще через пятнадцать минут поступила информация, что их тоже нет." - однажды в одной бормоглотовке я заказал пиццу - чувиха взяла кулек и почесала в магазин через дорогу за полуфабрикатной замороженной пиццей, типо разогрели в микроволновке и продали за три цены :)))

а чего стоит пресловутое (и принудительное) музыкальное обслуживание за 30 рэ в два часа дня! (и такое бывает)

или полукилограммовая кость вместо мяса и заява пучащей возмущенные глаза официантки "ващето если вы не знали настоящий шашлык готовят на кости". ага, и потом с нее мясо и соскабливают в процэссе поедания так сказать :)

ой, да блин вспоминать все запаришься - то вместо рома джин принесут, то еще чего....

наш общепит это сказка. а чаевые - всегда считал, что возводить в обязательную привычку выдачу чаевых в совдеповской столовке, коей по большому счету так и остались большинство заведений не смотря на дюарсы и чизкейки, это либо глупость либо барство. если меня уважают, мне нравится место, атмосфера и обслуживание, я оставлю чаевые. если на меня смотрят как на пустое место, или хамят, либо приходится по полчаса ждать офигенно занятых официантов - идут лесом.
sapovich
Aug. 5th, 2009 08:06 am (UTC)
Эк тя распердолило, Андре;) Люблю бальшииииииие каменты.:)

Аха, она была на порноактрису, которая сразу со съемок пошла на вторую работу))) И не удивлюсь, если каши просто не рассмотрела)

За такую пиццу надо убивать. Помню, как для нас в приличном, казалось бы, месте, кстати, в Рнд, бегали за литровой всего лишь Мартини - в баре не было!!!

Костью - по морде. Однозначно!))))

Барменов недоучек - на кол!))

Собсна, я о том же: где люди работают над моим приятным аппетитом и времяпрепровождением - почему не поблагодарить? Всех остальных правильно, совершенно справедливо штрафуют!
(no subject) - checkist - Aug. 5th, 2009 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chernov - Aug. 5th, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - checkist - Aug. 5th, 2009 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 6th, 2009 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 6th, 2009 07:13 am (UTC) - Expand
ashela
Aug. 4th, 2009 11:02 pm (UTC)
Увы .. но времена Советской власти уничтожили систему чаевых.
То что сейчас восстанавливается - пока никого не радует. А з.п. обслуживающего персонала просто ДОЛЖНА зависеть от качества обслуживания и чаевых. Т.е. минимальный оклад - остальное зависит от тебя. Так что увы.

В маленьких городах выручает то что вскоре со всеми знакомишься и далее обслуживание повышается ввиду того что ты "свой". Впрочем это правило работает и для тех мест где бываешь постоянно ;)
sapovich
Aug. 5th, 2009 08:09 am (UTC)
О чем и речь! Опять же, в Рнд, одна моя приятельница работала официанткой. Оклад был смешной. Но она такой человек - к любому подход найдет и вообще, умница. Она в день чаевых зарабатывала больше, чем тот оклад. И вполне себе ни в чем не отказывала.

Б больших городах официанты и администраторы так часто меняются, что ты все равно не успеваешь стать "своим", даже если часто бываешь.
essentia1
Aug. 5th, 2009 12:49 am (UTC)
всех на вилы! )
sapovich
Aug. 5th, 2009 07:51 am (UTC)
Зачем всех? Есть такие умнички, что им и на чай не жалко, и вообще приятно приходить в кафе.:)
(no subject) - essentia1 - Aug. 5th, 2009 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - essentia1 - Aug. 5th, 2009 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - essentia1 - Aug. 5th, 2009 10:18 am (UTC) - Expand
the_bather
Aug. 5th, 2009 08:33 am (UTC)
в Вашем городе мне пришлось как-та давно искушать киевскую котлетку. на набережной. другого места я, по незнанию, не определила. содержимое того тугого кожаного мешочка я списала на зачаточное состояние волгоградского общепита в принципе) но эта давно было. зато набережная ночная хороша была. с лампочками, веселыми людьми и мааасковским выговором)
sapovich
Aug. 5th, 2009 08:36 am (UTC)
Если бы спросили заранее у кого-то рекомендации, то первым местом, где нельзя было покупать эту котлету, вам бы назвали именно набережную.)) А сама она хороша - факт.)
(no subject) - the_bather - Aug. 5th, 2009 08:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 5th, 2009 08:48 am (UTC) - Expand
checkist
Aug. 5th, 2009 09:25 pm (UTC)
Мысли правильные, даже добавить нечего :)
500 грамм на 6 рюмок - это вообще классика :)
Ну и не менее классический, если не сказать бородатый, анекдот на тему нелёгкого барменского труда:
Приходит ОБХССник с проверкой в кабак, заказывает 50 гр. водки.
Бармен наливает, проверяющий сразу переливает в измерительный стаканчик – 40 гр. Бармена штрафуют.
Через неделю тот же проверяющий в том же баре у того же самого бармена снова заказывает 50 гр. водки. Перемеряет – снова 40 гр! Снова штрафует. Еще через неделю история повторяется. Проверяющий не выдерживает: "Я к Вам уже третий раз так прихожу, Вы меня в лицо уже знаете, я Вас каждый раз штрафую, но Вы все равно наливаете 40 гр!"
Бармен: "Да мне проще штраф заплатить, чем из-за каждого придурка руку сбивать!"
sapovich
Aug. 6th, 2009 07:12 am (UTC)
Да-да-да, есть такой ))))))))))

Я, кстати, тоже порою читаю пост, респектнуть автору охота, а добавить нечего, вот и думаю, что такое изобразить.) Ты оказался находчивей меня в этом плане - как есть, так и написал))
(no subject) - checkist - Aug. 6th, 2009 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - sapovich - Aug. 6th, 2009 07:46 am (UTC) - Expand
( 54 comments — Leave a comment )

Profile

def
sapovich
sapovich

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com